Иайдо — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное убийство противника с изначально убранным в ножны клинком.
Ctrl + ↑ Позднее

Краткая история японского искусства меча

21 июня 2015, 17:09

Япония необычна во многих отношениях, а ее длительная военная история способствовала развитию оружия и боевых искусств, которые совершенствовались почти две тысячи лет. Возникли следующие направления: Джиу-Джитсу (Дзю-Дзюцу), Дзюдо, Айкидо, Каратэ-До, Кэмпо, Кэндо, Батто-Дзюцу и многие другие. Все они имеют глубокие исторические корни, стройные системы методов тренинга и серьезное философское содержание. Старшие среди них — Дзю-Дзюцу (мать всех японских боевых искусств) и Иайдо. Многие ученые считают невозможным разделить историю Японии и искусство меча.

По данным археологии, мечи существовали столько, сколько существует сама Япония. В раскопках древнейших поселений найдены прямые мечи, завезенные из Китая и Кореи. После 200 года до н. э., когда они впервые появились на островах, в Японии стали изготовлять собственные мечи. К 700 году н. э. появились классические образцы, которые стали считаться лучшими в мире. Первые серьезные основы для разработки и создания японского меча заложил кузнец Амакуни. Как и многие другие представители этой профессии, он отвечал за изготовление огромного количества оружия для местных, региональных и национальных вождей. Почти постоянно происходили местные конфликты, а в те редкие периоды, когда древние японцы не ссорились друг с другом, они вторгались на корейский полуостров, в Китай или защищались от нападений оттуда. Обладание превосходным оружием давало любому вождю преимущество, поэтому кланы постоянно искали оружейников, способных обеспечить больший успех в военном деле. А самые убежденные мастера сделали изготовление превосходного меча целью жизни. Некоторые и поныне посвящают себя этому искусству.

Длинный меч в Японии имел три основных варианта изготовления, и для каждого сложился соответственный стиль боя. Наиболее древние клинки назывались тёкуто (прямой меч). Длина их увеличивалась по мере совершенствования металлургической технологии. О технике владения этими мечами мало что известно, хотя нарастание длины при относительно небольшом увеличении веса обеспечивало хорошие шансы их владельцам. Судя по размерам рукояти, меч держали в одной руке. Распространение обоюдоострых клинков породило стиль, основанный на распространенных во всем мире выпадах и рубящих движениях.

Первое значительное изменение формы произошло при жизни Амакуни, а может быть, и при его непосредственном участии. Когда обнаружилось, что изогнутый меч можно быстрее извлечь из ножен, а его лезвию придать лучшую заточку, стали искать такой способ закалки, при котором изогнутый клинок, по меньшей мере, не уступал бы в боевой силе прямому. Так появились тати — очень длинные (до 1 м 20 см) мечи; ими в основном вооружались всадники. Длинное изогнутое лезвие было идеальным для секущего движения и удара по врагу, стоящему на земле или сидящему в седле.

Позднее более широко распространились поединки и сражения среди пеших воинов. От слишком длинных для наземного боя тати перешли к более коротким и удобным мечам катана, которые и применяют в современных школах Иайдо. Эти мечи обычно имеют длину от 60 до 120 см, а клинок изогнут несколько меньше, чем у тати. Такая кривизна секущей поверхности обеспечивает характерный для Иайдо эффективный рубящий удар. Кроме того, ме-чом-катаной, выхваченным из ножен, легко провести любой из основных ударов — горизонтальный, диагональный или вертикальный.

Поединки на мечах продолжались вплоть до революции Мэйдзи в 1868 году. Затем искусство меча пришло в упадок, но продолжали существовать школы Иай-Дзюцу, Кэн-Дзюцу, Батто-Дзюцу, которые ставили своей целью сохранение искусства меча.

http://maw.h12.ru/polza/iaido/

ZNKR Seitei Iai

21 июня 2015, 16:11

Самая распространенная система Иай в Японии — это развиваемое Всеяпонской Федерацией Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei) Сэйтэй Гата Иай (стандартные формы Иай) или Сэйтэй Иайдо. Фактически эта система представляет собой новообразование на основе старых систем.



Айкидо Тохо Иай — Нисио Будо

19 июня 2015, 1:45

У Сёдзи Нисио был свой собственный взгляд на Айкидо. Так как он пришел в Айки после долгой практики дзюдо и карате, это повлияло на становление его собственного стиля и его манеру двигаться. Эта манера всегда отражала внутреннее состояние тела человека уделившего много внимания ударной технике. В любой момент его руки и ноги могли ударить противника — в любой момент выполнения мягких техник Айкидо. Он всегда уделял очень много внимания атеми. Всегда подчеркивал слова основателя Айкидо Морихея Уесибы, что «Айкидо — это ирими и атеми». Он также хотел сделать все возможное для того чтобы новичок придя в зал Айкидо, смог как можно быстрее понять и освоить движения тела. Как он говорил, он создал привязку движений с оружием и ката toho iai для того, что бы на то, на что у него ушло 10 лет тренировок, новички освоили за 5. Движения с оружием в руках (меч) позволяют быстрее понять это.

Aikido toho iai созданное на основе Мусо синден рю (iaido), отражает движения тайдзютсу Нисио будо.

http://www.nishiobudo.ru/art7.html

Говоря о стиле, который в результате постоянных исследований техник айкидо, карате, дзёдо и иайдо стал практиковать Сёдзи Нисио, хочется особо отметить стройность и выверенность системы. Так, один и тот же принцип движения рассматривается в технике тай-дзитсу (без оружия), кен-но-тебики (та же техника выполняется с использованием меча), дзё-но-тебики (та же техника с использованием дзё), кен-тай-кен (та же техника — меч против меча), кен-тай-дзё (та же техника — меч против дзё). И отдельный раздел Нисио Будо, стержень всей системы, — это Тохо Иай. Тохо Иай — специально разработанный Сёдзи Нисио стиль иайдо, в котором отражены все основные принципы техник айкидо, наглядно демонстрирующий взаимосвязь движений тела без оружия с движениями меча.

Сёдзи Нисио выбрал нелегкий путь осмысления техник, которые практиковал Морихей Уесиба. Но Нисио сенсей всегда воспринимал будо, как постоянно изменяющееся явление, которое должно развиваться и соответствовать окружающему миру. Свое понимание будо он воплотил в Тохо Иай и подарил этот опыт всем тем, кто искренне изучает японские боевые искусства. Сёдзи Нисио всегда любил повторять, что в основе философии японских будо жив дух самурая, а  меч помогает понять природу будо.

http://www.randori.lv/?q=node/32

Стили иайдо

19 июня 2015, 1:36

Один из распространённых стилей иайдо, практикующийся в Японии — стиль Мусо Дзикидэн Эйсин-рю. Эйсин рю основан в XVI веке и является вторым древнейшим видом японских боевых искусств.

В настоящее время более десятка признанных в Японии и во многих странах мира наставников продолжают развивать свои направления (ха) как в стиле эйсин рю — иайдзюцу и иайдо, так и в Мусо Синдэн-рю иайдо.

Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тесшу Ямаока, то, пожалуй, титул «святой меча» (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного Кендо.

Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иай. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Ешимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иай. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден — официальное объединение школ Воинских Искусств Японии — признал систему данов в Иай.

Иайдо и иайдзюцу

19 июня 2015, 0:31

Иайдока изучает вариации ведения боя, начинающегося с внезапной атаки, где отражение агрессии происходит быстрее любого движения нападающего. В иайдо нет лишних движений. Каждое действие несёт свой смысл. Техники боёв, как правило, просты и естественны. Тренировки требуют не только физической, но также умственной и интеллектуальной отдачи. За сотни лет развития иайдо передавалось от поколения к поколению и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами иайдо способны отклонить атаку и внезапно атаковать первыми.

Следует различать иайдо и иайдзюцу. Иайдзюцу — искусство мгновенного обнажения меча, которое имеет чисто практическую направленность, в то время как иайдо (особенно после Второй мировой войны) во многом является дисциплиной, призванной воспитывать дух. Первично именно иайдзюцу (так, раздел иайдзюцу содержится в школе будзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, основанной в 1447 году). Иайдо же — это путь самосовершенствования путем выполнения техник иай.